Вторник, 19 Марта 2024, 14:13

Биология в лицее

 Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ             

                               Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation 









Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | История генетики | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

История генетики

Еще в древние времена люди понимали, что растения, животные да и человек наследуют какие–то признаки от родителей, поскольку нельзя было не видеть сходства потомства и родителей. Причем определенные "родовые" признаки передавались неизменными из поколения в поколение. Опираясь на эту способность растений и животных к наследованию определенных качеств, стали отбирать для посева семена растений от наиболее урожайных особей, старались сохранять молодняк животных, обладающих нужными человеку свойствами – дающих больше молока или шерсти, лучше выполняющих тягловые работы и т. п.

Старинные китайские рукописи свидетельствуют, например, что 6000 лет назад создавались различные сорта риса путем скрещивания и отбора. Археологические находки подтверждают, что египтяне культивировали урожайные сорта пшеницы. Среди вавилонских памятников письменности в Двуречье найдена каменная табличка, относящаяся к VI тысячелетию до н.э., на которой записаны данные о наследовании формы головы и гривы в пяти поколениях лошадей.

Однако только в XIX и начале ХХ в., когда были накоплены знания о жизни клетки, ученые приступили к исследованию феномена наследственности.

Рождение генетики как науки. В 1865 году монах Грегор Мендель, занимавшийся изучением гибридизации растений в Августинском монастыре (Брюнне, ныне Брно, Чехия), обнародовал на заседании местного общества естествоиспытателей результаты исследований о передаче по наследству признаков при скрещивании гороха. Мендель показал, что наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей к потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. Его работа «Опыты над растительными гибридами» была опубликована в трудах общества в 1866 году.

При жизни его работы были малоизвестны и воспринимались критически, поскольку результаты опытов Менделя на другом растении, ночной красавице, на первый взгляд не подтверждали выявленные закономерности. При скрещивании растений с белыми и пурпурными цветками получалось потомство с розовыми цветками, т. е. не наблюдалось дискретного наследования признаков. Этим весьма охотно пользовались критики его наблюдений.

  

Классическая генетика. В начале XX века работы Менделя вновь привлекли внимание в связи с исследованиями Карла Корренса, Эриха фон Чермака и Гуго де Фриза по гибридизации растений, в которых были подтверждены основные выводы о независимом наследовании признаков и о численных соотношениях при «расщеплении» признаков в потомстве. Закономерности, подмеченные Менделем, были переоткрыты и чуть позже получили название законов Менделя.

Вскоре английский натуралист Уильям Бэтсон ввёл в употребление название новой научной дисциплины «генетика» (в 1905 году в частном письме и в 1906 году публично). В 1909 году датским ботаником Вильгельмом Иогансеном введён в употребление термин «ген».

Важным вкладом в развитие генетики стала хромосомная теория наследственности, разработанная, прежде всего, благодаря усилиям американского генетика Томаса Ханта Моргана и его учеников и сотрудников, избравших объектом своих исследований плодовую мушку дрозофилу. Изучение закономерностей сцепленного наследования позволило путём анализа результатов скрещиваний составить карты расположения генов в «группах сцепления» и сопоставить группы сцепления с хромосомами (1910—1913).

Молекулярная генетика. Эпоха молекулярной генетики начинается с появившихся в 1940—1950-х годах работ, доказавших ведущую роль ДНК в передаче наследственной информации. Важнейшими шагами стали расшифровка структуры ДНК, триплетного кода, описание механизмов биосинтеза белка, обнаружение рестриктаз и секвенирование ДНК.

Генетика в России и СССР. Если не считать опытов по гибридизации растений в XVIII веке, первые работы по генетике в России были начаты в начале XX века как на опытных сельскохозяйственных станциях, так и в среде университетских биологов, преимущественно тех, кто занимался экспериментальной ботаникой и зоологией.

После революции и Гражданской войны 1917—1922 годов началось стремительное развитие этой науки. К концу 1930-х годов в СССР была создана обширная сеть научно-исследовательских институтов и опытных станций (как в Академии наук СССР, так и во Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ)), а также вузовских кафедр генетики. Признанными лидерами направления были Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков и др. В СССР издавали переводы трудов иностранных генетиков, в том числе Т. Х. Моргана, Г. Мёллера. Ряд генетиков участвовал в международных программах научного обмена. Американский генетик Г. Мёллер работал в СССР (1934—1937), советские генетики работали за границей. Н. В. Тимофеев-Ресовский — в Германии (с 1925 года), Ф. Г. Добржанский — в США (с 1927 года).

В 1930-е годы в рядах генетиков и селекционеров наметился раскол, связанный с энергичной деятельностью Т. Д. Лысенко и И. И. Презента. По инициативе генетиков был проведён ряд дискуссий (наиболее крупные — в 1936 и 1939 годах), направленных на борьбу с подходом Лысенко, но их результаты были довольно неопределёнными.

На рубеже 1930—1940-х годов в ходе так называемого Большого террора большинство сотрудников аппарата ЦК ВКП (б), курировавших генетику, и ряд видных генетиков были арестованы, многие расстреляны или погибли в тюрьмах (в том числе Н. И. Вавилов). После войны дебаты возобновились с новой силой. Генетики, опираясь на авторитет международного научного сообщества, снова попытались склонить чашу весов в свою сторону, однако с началом «холодной войны» ситуация значительно изменилась. В 1948 году на августовской сессии ВАСХНИЛ Т. Д. Лысенко, пользуясь поддержкой И. В. Сталина, объявил генетику лженаукой. Лысенко воспользовался некомпетентностью партийного руководства в вопросах науки, «пообещав партии» быстрое создание новых высокопродуктивных сортов зерна («ветвистая пшеница») и др. С этого момента начался период гонений на генетику, который получил название лысенковщины и продолжался вплоть до снятия Н. С. Хрущёва с поста генерального секретаря ЦК КПСС в 1964 году.

После открытия и расшифровки структуры ДНК, физической базы генов (1953), с середины 1960-х годов началось восстановление роли генетики в советской науке. В настоящее время исследования по генетике продолжаются в крупных научных центрах России.

Генетика представляет собой теоретическую основу селекции (лат. selectio – "выбор", "отбор") растений, животных и микроорганизмов, т. е. создания организмов с нужными человеку свойствами. Основываясь на генетических закономерностях, селекционеры создают улучшенные сорта растений и породы домашних животных. Методами генной инженерии выводят новые штаммы (чистые культуры) микроорганизмов (бактерий, грибов), синтезирующих вещества для лечения болезней.

Исследования ученых–генетиков привели к пониманию того факта, что наряду с инфекционными болезнями существует много различных наследственных заболеваний. Ранняя диагностика этих заболеваний позволяет вовремя вмешаться в течение болезни и предотвратить или замедлить ее развитие.

Знания генетики востребованы в ботанике, зоологии, микробиологии, экологии, учении об эволюции, антропологии, физиологии, этологии и других областях биологии. Данные генетических исследований используют в биохимии, медицине, биотехнологии, охране природы, сельском хозяйстве. Можно сказать, что открытия и методы генетики находят применение во всех областях человеческой деятельности, связанной с живыми организмами. Законы генетики имеют большое значение для объяснения всех процессов жизни на Земле.

Научная и практическая роль генетики определяется значимостью предмета ее исследования – наследственности и изменчивости, т. е. свойств, присущих всем живым существам.

Меню сайта

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Наш опрос

Как часто вы посещаете сайт "Биология в лицее"?
Всего ответов: 11481

Мини-чат



Поиск