Пятница, 09 Декабрь 2016, 18:24

Биология в лицее

 Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ                 

                               Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation 




Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Сознание. Мышление. Речь | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход


Сознание. Мышление. Речь

Главное отличие человека от других существ – это сознание и владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. В головном мозге каждого человека имеются речевые центры. Но на каком языке заговорит человек, зависит не от головного мозга, а от окружающей его языковой среды. На каком языке его научат говорить, таким он и будет пользоваться.

Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы.

Речь, труд и общение во многом изменили и самого человека, содействовали развитию его сознания. Параллельно с развитием внешней речи у каждого человека формируется и внутренняя речь. Она позволяет нам мысленно представить, что мы собираемся сделать, отобрать наилучший вариант, осуществить выбор, короче, действовать сознательно. Именно эти осознанные действия, обдуманные человеком, а не условные и безусловные рефлексы определяют его поведение.

Познавательные процессы также связаны с речью. Она позволяет понять происходящее и сохранить в памяти пережитые человеком события.

Cознание — высшая форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности, свойственная только людям и связаная с речью. Это функция мозга, заключающаяся в получении и использовании знаний, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. 

Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Таким образом, сознание — это оперирование знанием, которое с помощью второй сигнальной системы (т. е. речи) может быть передано другим людям. Значит, формирование сознания связано с общением. Это обусловливает способность мысленного диалога с самим собой, т. е ведёт к появлению самосознания. 

Известный отечественный психиатр С. С. Корсаков предпочитал писать «Со-знание», подчёркивая, что в сознании сочетаются знания об окружающих явлениях и предметах и о самом себе. Знания соотносятся с накопленным опытом и способностью человека строить гипотезы, прогнозировать результаты будущей деятельности.

Сознательная деятельность — это деятельность, которая осуществляется со знанием её задач, значения и последствий.

Бессознательная деятельность —деятельность, при которой недостаточно осознаются её цель, задачи и последствия, а действия, которые были осознаваемы, в процессе обучения сделались автоматическими и непроизвольными.

Сознание всегда связано с протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

Особенности высшей формы жизни — сознания:

  • Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку.
  • Стержнем сознания, способом его существования является знание.
  • Труд развивает сознание.
  • Речь (язык) формирует сознание.
  • Сознание является функцией мозга.
  • Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.
  • Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.
  • Сознание — это результат общественно-исторического опыта поколений (труд, язык и знания).
Этапы формирования сознания
 
Первый этап — бодрствующее сознание (до 1 года). На этом этапе ребёнок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например находиться на руках у матери или засыпать при покачивании.
 
Второй этап — предметное сознание (от 1 года до 3 лет). На этом этапе ребёнок ещё не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и будущим, он живёт только в настоящем и не выделяет себя из окружающей среды. Поэтому в его речи пока отсутствует местоимение «я».
 
Третий этап — индивидуальное сознание (от 3 до 9 лет). На этом этапе появляются первые представления о пространстве и времени и выделение себя из окружающей среды.
 
Четвёртый этап — коллективное сознание (от 9 до 16 лет). В этот период появляются представления о взаимоотношениях в коллективе, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящим. Обучение в старших классах школы сопровождается участием в общественных мероприятиях и появлением социального (общественного) сознания.
 
Пятый этап — рефлексивное, высшее, социальное сознание (от 16 до 22 лет). На этом этапе приобретённые знания соотносятся с реальными событиями и возникает рефлексия — размышление о собственных мыслях и переживаниях.
 
Мышление — процесс познавательной деятельности — отражения объективной действительности, высшая ступень человеческого познания. Мышление имеет единственный источник — ощущения, но при этом оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
 

Мышление — функция мозга, которая является естественным процессом. При этом каждый человек становится мыслящим, овладевая языком, понятиями, логикой, которые являются продуктами развития общественной практики. Даже задачи, которые он ставит перед собой, задаются условиями его жизни. Мышление человека имеет общественно-историческую природу.
 
Основным элементом мышления является понятие. Это отражение в сознании человека общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений в отличие от ощущений (отражение отдельных, конкретных свойств предметов и явлений), восприятий (отражение конкретных явлений и предметов в целом) и представлений (воспроизведение образов, воспринятых в прошлом). Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнение и обобщение, абстракцию и конкретизацию с последующим переходом к образованию понятий.
 
 
Мышление – это способность на основе известных знаний добывать новую информацию. Проснувшись утром, вы увидели мокрые крыши и заключили, что был дождь, хотя в данный момент дождя нет. Чтобы сделать такой вывод, надо было знать общие свойства воды – способность смачивать предметы. Это обобщение позволило вам узнать о событии, свидетелем которого вы не были. Мышление невозможно без обобщений, а они всегда связаны с речью, и потому любой человек, не задумываясь, назовет язык (или языки), на котором он думает, мыслит.

Мышление дает нам возможность точно обрабатывать полученную информацию и использовать ее для решения различных жизненных и познавательных проблем.

Сигнальные системы — это системы условнорефлекторных связей, формирующихся в коре полушарий большого мозга при поступлении в неё импульсов от внешних и внутренних раздражителей. Эти системы обеспечивают точное взаимодействие частей организма и тонкое приспособление целого организма к окружающей среде.
 
 
Первая сигнальная система — система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды. Первая сигнальная система — основа непосредственного отражения действительности в форме ощущений и восприятий. Термин «первая сигнальная система» введён в 1932 году И. П. Павловым при исследовании физиологического механизма речи. Для животного действительность сигнализируется раздражениями (и их следами в больших полушариях), которые воспринимаются непосредственно клетками зрительных, слуховых и прочих рецепторов организма. «Это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» (Павлов И. П.). Таким образом, первая сигнальная система — это совокупность условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители, действующие на органы чувств и приводящие к возникновению ощущений и восприятий.
 
Вторая сигнальная система — специфически человеческая форма отражения действительности — система речевых (словесных) сигналов. Вторая сигнальная система возникла у людей в процессе трудовой и общественной жизни.

«... слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов» (И. П. Павлов). Обе сигнальные системы человека, обладая качественными различиями, функционируют в тесном взаимодействии между собой.

Вторая сигнальная система начинает развиваться у ребенка с первого сказанного им слова. Процесс овладения речью — это процесс формирования (еще примитивный) второй сигнальной системы. 

Далее происходит овладение «внутренней речью», слова постепенно становятся орудием мысли. «Внутренняя речь» формируется к 6 — 7 годам. 

Окончательное же развитие второй сигнальной системы происходит в более поздние возрастные периоды — подростковый и юношеский.

Таким образом, вторая сигнальная система — это система условных рефлексов на видимое или слышимое слово, то есть на различные символы (в том числе математические), которые связаны с определёнными понятиями. В словах (символах) содержится обобщение сигналов первой сигнальной системы, поэтому слова (а также математические символы и художественные образы) являются «сигналами сигналов».

Развитие второй сигнальной системы — это результат деятельности всей коры полушарий большого мозга.

Главное отличие человека от животных – это сознание, владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни.

К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ощущения отражают отдельные качества предмета, восприятие – весь предмет и всю обстановку в целом. Память – это сохранение в сознании прошлого опыта. Воображение – это способность создавать мысленные образы реальных и нереальных предметов и событий.

Мышление – это способность на основе известных знаний и воображения добывать новую информацию. Мышление неразрывно связано с речью. В его основе лежит обобщение фактов, знание законов, умение логически обрабатывать информацию. Оно помогает нам организовать нашу деятельность и общаться с другими людьми.

< Предыдущая страница "Биологические ритмы. Сон"

Следующая страница "Познавательные процессы" >

Меню сайта

Календарь

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика


Онлайн всего: 30
Гостей: 26
Пользователей: 4
nastyaivannickova, isveta830, Толянтино, MathaHaka

Наш опрос

Как часто вы посещаете сайт "Биология в лицее"?
Всего ответов: 8010

Мини-чат



Поиск




Курсы валют на Банкир.Ру