Воскресенье, 04 Декабрь 2016, 19:19

Биология в лицее

 Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ                 

                               Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation 




Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Зоология - наука о животных | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход


Зоология - наука о животных
 
Биология – наука, исследующая живую природу. Зоология это часть биологической науки. Она исследует животных: их строение и образ жизни, места распространения, связь со средой обитания, закономерности исторического происхождения.
 
Аудиофрагмент "Зоология - наука о животных" (0:36)
 

Есть науки, где преобладают отвлечённые знания, абстрактные построения. Зоология не такова. Её внимание направлено на конкретный вид животного, здесь важно уметь наблюдать, сопоставлять, находить сходство и различие в строении, выделять прогрессивные моменты в образе жизни, делать выводы об исторической изменчивости.

Зоология – часть биологии. Однако и сама зоология – это комплексная наука. Внутри неё существует специализация. Назовём некоторые из специальных областей, на которые зоология «распадается». Так, ихтиология занимается изучением рыб, орнитологияптиц и т.д. Есть и сугубо теоретические области зоологии. В систематике животных, например, виды описываются, распределяются по родам, отрядам, классам. В морфологии животных исследуют строение животного: внешнее и внутреннее. И т.д.
 
Важной областью зоологической науки является палеонтология. Если сравнить количество существующих и вымерших видов животных, то последних окажется, по крайней мере, в десять раз больше. Палеонтология изучает животных, уже исчезнувших с лица Земли, восстанавливая их строение на основе тех ископаемых остатков, которые удаётся отыскать.
Важнейшие методы исследования, применяемые в зоологии:
Метод наблюдения является наиболее традиционным. Он применяется как в естественных, так и в специально созданных условиях. Во время наблюдения, которое носит, как правило, общий характер, изучаемые явления обычно фиксируют (описывают или зарисовывают).

Эксперимент (лат. experimentumпроба, опыт). В отличие от наблюдения, эксперимент – это активная форма изучения. Он преследует уже не общую, а строго определённую цель.

Сравнительный метод получил широкое распространение еще в XVIII в. Он заключается в сопоставлении организмов и их частей.

Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов.

Итак, предметом исследования в зоологии являются животные. В эту группу живых существ входит и человек разумный (Homo sapiens). Правда – лишь одной своей стороной: физической. Другой стороной – духовной – он к этой группе не относится. Принципиальное различие, существующее между человеком и животным, представлено в следующем размышлении: «Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от самой лучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове» (К. Маркс). Это сопоставление сознательной деятельности архитектора с инстинктивными действиями пчелы наглядно показывает, чем именно отличается человек от всех остальных животных на нашей планете. Его отличает способность предвидеть результаты своих дел, поступков и т.д. – результаты своей будущей жизни. Как существо духовное, человек не просто живёт: он еще и сознательно реализует, воплощает себя в действительности…

Зоология необходима человеку для того, чтобы глубже понять свою физическую сущность, чтобы знать и охранять животный мир Земли, чтобы успешно обеспечивать себя продовольствием, одеждой и другими материальными ценностями.
 
Практическое и теоретическое знание. К выводу о том, что «знание – сила», древний человек приходил практическим путём. Раз за разом убеждаясь, например, что не погибает на охоте и не умирает с голоду тот, кто лучше знает повадки зверей.

Частные, отдельные зоологические представления людей довольно быстро выходили за границы охотничьих потребностей и подвергались обобщению. Таким образом, с течением веков практический интерес к изучению животных дополнился теоретическим. Начался процесс углублённого, систематического исследования животных.

Знания о животных накапливались постепенно. В деле этом прямо или косвенно принимало участие большое количество людей. В конечном счёте, каждый из них привносил свой, хотя бы маленький кирпичик в то здание, которое и сейчас уже выглядит колоссальным, однако постройкой своей не закончится никогда. Здание это именуется зоологической наукой.
 
Зарождение науки «зоология». Зоология как наука берёт своё начало в Древней Греции. Из великих зоологов древнего мира наиболее известным является греческий философ Аристотель.
 
Известно, что этому учёному было поручено воспитание наследника македонского престола Александра Македонского, будущего прославленного полководца. Из благодарности своему учителю бывший ученик стал привозить животных, которые попадались ему на пути его длительных военных походов. Так что в строительстве того грандиозного здания зоологической науки, о котором упоминалось выше, принимали самое непосредственное участие не только Аристотель, но и сам Александр Македонский, и те его воины, которым было поручено отлавливать, а затем, в течение всего долгого пути, кормить и оберегать этих животных.

Аристотель подходил к изучению животных уже совсем не как охотник. Им руководил интерес именно теоретический. Он не только изучал конкретных животных, но и объединял их в виды, обобщая те зоологические знания, которые были накоплены до него учёными древнего мира. В зоологических работах Аристотеля упомянуто и описано более пятисот видов животных – цифра для того времени громадная. С тех времён биологи делят органический мир на растения и животных.

Таким образом, Аристотель оказался словно бы на вершине того, пока ещё не самого высокого здания зоологической науки, которое людям удалось возвести в древности.
 
За всю дальнейшую историю зоологии таких вот учёных, имевших честь выступить в роли архитекторов здания зоологической науки, было не так уж имного. И первое место среди них по праву занимают швед Карл Линней (1707–1778), француз Жан Батист Ламарк (1744–1829) и англичанин Чарлз Дарвин (1809–1882). Им в XVIII–ХIХ веках удалось продолжить ту же самую Аристотелеву работу по обобщению собранных ранее знаний о животных, которые неутомимо добывались тысячами и тысячами учёных и неучёных людей.
 
Расставить по местам – значит понять. Карл Линней отправной точкой своей классификации сделал вид животного. Он собрал описания и исследовал сам 4208 животных. Затем произвёл их классификацию, то есть сходные виды свёл в роды, близкие роды – в отряды, а те, в свою очередь, – в классы. Для обозначения животных Линней предложил использовать латинский язык.
 
Каждый вид имел двойное наименование: сначала назывался род, затем вид. Эта традиция наименования животных сохранилась и теперь. Даже на родном языке мы говорим теперь, например, заяц-беляк, лисица обыкновенная и т.д. К концу XVIII века система Линнея была принята большинством биологов во всём мире.

Классификация Линнея основывалась не на родстве, а на сходстве видов по наиболее чётко различаемым признакам. По аналогии можно сослаться на классификацию минералов по цвету, без учёта их химического состава; тогда совершенно далёкие минералы – белый мрамор и поваренная соль могут оказаться в одной группе, а чёрный мрамор – в другой. Такая классификация искусственна, хотя – в отсутствие более естественной классификации – может выполнять свои функции хорошо.
 
Интересно, что К. Линней в 10-м издании своей «Системы природы» (1735) описал в роде человек (Homo) кроме человека разумного (Homo sapiens) виды Человек лесной и Человек пещерный, подразумевая под ними, по всей видимости… шимпанзе и орангутанга.

Мы до сих пор пользуемся многими линнеевскими научными названиями. Не все из 4208 описанных им видов животных продолжают оставаться в тех группах, куда он их поместил, но сами эти группы сохранились.
 
Понять – значит расставить по местам. В XIX веке Жан Батист Ламарк высказал предположение не о сходстве видов, а об их родстве. Однако объяснить родственное происхождение видов он не сумел.

Эта заслуга принадлежит Ч. Дарвину. Отличительная особенность того здания зоологической науки, проект которого предложил Дарвин, заключалась в принципиально новом типе «несущих конструкций».

Точнее говоря, Дарвин всесторонне обосновал тот новый принцип классификации животного мира, идея которого была высказана Ж.Б. Ламарком. Дарвин считал, что все животные Земли, включая человека, произошли эволюционным путём от каких-то общих родоначальных форм и что между ними существуют родственные отношения – близкие или далёкие. Теперь в основу классификации животных положен признак выделения родственных (эволюционных) связей. Чарлз Дарвин объяснил развитие природы действием естественных законов. С этого момента в зоологии классификация становится естественной.
 
 
 
Современная классификация животного мира нашей планеты. Схематически развитие животного мира на нашей планете принято представлять в виде дерева. Чаще всего, правда, его называют по-старославянски «древо». Схему, отражающую ход исторического развития животного мира Земли, принято именовать «эволюционным древом» или «древом эволюции».

Самые крупные группы, на которые делят теперь царство Животных, называют типами. Каждый тип делят последовательно на классы, отряды, семейства, роды и виды (иногда выделяют и промежуточные категории, например подтипы, надсемейства и т.п.). По мере перехода от царства к видам степень родства между животными, входящими в одну группу, возрастает.
 
В пределах одного вида все животные очень сходны по признакам и при скрещивании дают плодовитое потомство.  
 
Такова современная классификация животного мира на нашей планете. Продвигаясь взглядом по эволюционному древу снизу вверх, мы прослеживаем ход процесса эволюции животных на Земле: от самых простых до сложнейших. В курсе зоологии изучение царства Животные построено в эволюционной последовательности. Миллиарды лет потребовались процессу эволюции, чтобы прийти к окружающему нас сегодня разнообразию форм животного мира.
 
   
 
Объединение в различные систематические группы делается специалистами-биологами не произвольно, а в соответствии с научными сведениями, основанными на детальном изучении строения животного, его физиологии, генетики, распространения и даже поведения. Существует международный кодекс (свод правил) названий животных. Современная классификация животных – естественная. Она отражает эволюционные, родственные отношения между ними.
 
Классификация – объединение животных в группы на основе сходства внутреннего и внешнего строения, физиологии, родственных связей, способности произвести полноценное потомство.
 
Первые знания о животных нужны были древнему человеку в практических целях. «Отцом» науки зоологии нередко называют древнегреческого учёного Аристотеля. Он обобщил имеющиеся сведения о животных. Следующий крупный шаг в построении системы животного мира нашей планеты был сделан Карлом Линнеем. С формальной точки зрения (принципы распределения видов в более крупные блоки) его классификация животных была превосходной. Однако она была немного искусственной. Первую естественную классификацию создал Чарлз Дарвин. В её основу положена общность происхождения организмов. Дарвину глубже, чем кому бы то ни было другому, удалось объяснить многообразие видов животных на планете Земля.
 

Меню сайта

Календарь

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика


Онлайн всего: 38
Гостей: 38
Пользователей: 0

Наш опрос

Как часто вы посещаете сайт "Биология в лицее"?
Всего ответов: 7937

Мини-чат



Поиск




Курсы валют на Банкир.Ру