Суббота, 03 Декабрь 2016, 03:21

Биология в лицее

 Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ                 

                               Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation 




Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Вопросы теории | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход


Биология – наука о жизни. Биологические науки. Критерии живых систем. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы

Основные вопросы теории

Биология – наука о жизни (с греч. bios – жизнь, logos – учение, наука).

1779 г. – Т. Руз впервые употребил термин «биология». 1802 г. – Ж. Б. Ламарк и Г. Р. Тревиранус ввели термин «биология» для обозначения науки о жизни.

«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». (Ф. Энгельс)

«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот». (М. В. Волькенштейн)

Биологические науки

от объекта исследования

сквозные

специальные

ботаника 

альгология

лихенология

бриология

дендрология

микология

зоология

энтомология

ихтиология

орнитология

териология

микробиология

вирусология

паразитология

систематика

палеонтология

морфология

анатомия

физиология

биогеография

цитология

гистология

эмбриология

биохимия

молекулярная биология

генетика

эволюционное учение

экология

этология

гигиена

Критерии живых систем


1. Метаболизм - обмен веществ.

Метаболизм

анаболизм, или ассимиляция, или пластический обмен

катаболизм, или диссимиляция, или энергетический обмен

2. Репродукция – самовоспроизведение.

Размножение

половое

бесполое

3. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. В основе – носители генетической информации – ДНК, РНК.

4. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства. В основе – изменение ДНК.

5. Рост и развитие. Рост всегда сопровождается развитием.

Развитие живой формы материи

онтогенез (индивидуальное развитие)

филогенез (историческое развитие)

6. Раздражимость – способность организмов избирательно реагировать на воздействия.

тропизмы

настии

таксисы

рефлекс

изменение

характера роста

движение отдельных частей растительного организма

изменение характера движения

ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой

у растений: геотропизм, гелиотропизм

движение листьев к свету

у простейших: хемотаксис, фототаксис

у многоклеточных животных

7. Саморегуляция – способность организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз.

8. Дискретность. Каждая биологическая система состоит из обособленных, но взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.

9. Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные и сезонные ритмы).

10. Энергозависимость. Живые тела представляют собой открытые для поступления энергии системы.

11. Единство химического состава.

Для определения живого все критерии нужно использовать в совокупности.

Уровни организации живой материи


Живая природа представляет собой целостную, сложно организованную, иерархическую систему. Выделяют следующие связанные между собой уровни организации живой материи.

Уровни организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

1. Молекулярный

Клетка

Молекулы неорганических и органических веществ

2. Клеточный

Клетка (организм)

Органоиды

3. Организменный

Организм

Системы органов

4. Популяционно-видовой

Популяция

Особи

5. Биогеоценотический

Биоценоз

Популяции

6. Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы

Методы исследования живой природы


  1. Наблюдение (описание биологического явления).
  2. Сравнение (находит общие закономерности в строении и жизнедеятельности организмов).
  3. Эксперимент, или опыт (изучает свойства биологических объектов в контролируемых условиях).
  4. Моделирование (имитируются многие процессы, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения).
  5. Исторический метод (на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познаются процессы развития живой природы).
  6. Инструментальные методы (микроскопия - световая и электронная), центрифугирование, хроматография, электроэнцефалография, радиолокация и т. д.).

Меню сайта

Календарь

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Наш опрос

Как часто вы посещаете сайт "Биология в лицее"?
Всего ответов: 7910

Мини-чат



Поиск




Курсы валют на Банкир.Ру