Среда, 28 Сентября 2022, 13:32

Биология в лицее

 Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ               

                               Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation 









Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Введение | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Царство Растения. Общая характеристика растений
 
Каждый человек соприкасается с живой природой – органическим миром. Это различные растения, животные, грибы, бактерии. Да и сами люди – представители органического мира.

Особенности живой природы и ее разнообразие изучает наука биология (от греч. биос – жизнь, логос – учение).

Первые живые организмы появились на Земле очень давно, более 3,5 млрд лет назад. Они имели простое строение и представляли собой одиночные маленькие клетки. Позднее возникли более сложные одноклеточные, а затем и многоклеточные организмы. С тех пор их потомки достигли огромного разнообразия. Среди них есть и крупные, и микроскопически малые организмы: всевозможные животные, растения, грибы, бактерии и вирусы.

Окружающая нас природа — органический мир — состоит из разнообразных живых организмов, которые современная наука подразделяет на несколько больших групп — царств: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, Вирусы.

Царство – очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.

Чтобы сохранить живую природу во всем ее многообразии, нужно знать, как устроены разные организмы и как они взаимосвязаны в природе; изучать, в каких условиях живут и развиваются представители всех царств, как распространены они по земной поверхности, какую роль играют в природе, в чем их ценность для людей и по каким признакам они различаются между собой. Для этого надо изучать биологию.

Находясь в природе, вы всюду видите различные растения, пользуетесь предметами, сделанными из них. Растения широко распространены по всему земному шару. Их можно встретить на суше — в лесах, степях, садах, парках, безводных пустынях, высоко в горах, на топких болотах.

Разнообразие растений: А — цветковые растения: лук (1), астра (2), малина (3), груша (4); Б — хвойные растения: ель (5), ливанский кедр (6); В — водоросли: ульва (7), ламинария (8)

Множество растений обитает в водной среде — в морях, океанах, реках, озёрах, прудах. Находят их и в регионах, покрытых вечными льдами, — Арктике и Антарктике.

Различные растения обладают общими признаками, наиболее важными из которых являются наличие хлорофилла и способность на свету образовывать органические вещества из неорганических — углекислого газа и воды. Именно поэтому их относят к царству Растения.

Наука, изучающая царство растений, называется ботаникой (от греч. ботане – трава, растение).

Ботаника изучает дикорастущие растения, произрастающие в природе независимо от усилий человека, и культурные растения, которые выращиваются человеком. Культурные растения человек использует для получения продуктов питания (пшеница, рожь, капуста, картофель, морковь), в промышленности в качестве сырья (хлопок, лён), а культурные декоративные растения (от лат. декораре — украшать) — для украшения своего жилья, парков, газонов. Все культурные растения происходят от дикорастущих.

Дикорастущие растения: 1 — боярышник; 2 — одуванчик; 3 — фиалка трёхцветная; 4 — шиповник; 5 — клевер; 6 — земляника лесная

Культурные растения: 1 — огурец; 2 — пшеница; 3 — морковь; 4 — роза; 5 — земляника садовая; 6 — фиалка трёхцветная (анютины глазки); 7 — ананас

Декоративные растения: 1 — клематис; 2 — лаватера; 3 — роза

Из истории использования и изучения растений. Ботаника занимает особое положение в истории развития знаний о природе. С незапамятных времён человек многое знал о свойствах растений, использовал их в качестве пищи, красителей, ядов, лекарств, для постройки и обогрева жилища, изготовления оружия, орудий труда, музыкальных инструментов, украшений и многого другого.

Лекарственные растения: 1 — подорожник; 2 — алтей; 3 — ландыш; 4 — термопсис; 5 — валериана

Примерно 10–12 тыс. лет назад, в период зарождения земледелия, появились и первые культурные растения: пшеница, рис, финики, лён, инжир.

Древний Египет. Пшеничное поле   /  Возделывание льна и ткачество из его волокна в Древнем Египте

Для развития земледелия, получения высоких урожаев были необходимы знания о свойствах различных культур, об их приспособленности к среде, о способах обработки почвы и ухода за ней.

Ученые-ботаники выясняют особенности строения разных растений, изучают, как они растут, питаются, размножаются, какие условия окружающей среды им необходимы. Они выясняют также, как появилось на Земле такое большое разнообразие растений, какими были первые растения, какие из древних растений сохранились до наших дней, какие свойства растений полезны или вредны человеку и как сохранить растительный мир Земли.

Начало изучению растений заложил в IV в. до н. э. древнегреческий ученый Теофраст. Свои наблюдения он объединил с практическими знаниями об использовании растений, накопленными земледельцами и лекарями, с суждениями ученых о растительном мире и создал первую систему ботанических понятий. Поэтому в истории науки Теофраста называют отцом ботаники.

Его настоящее имя – Тиртамос (Тиртам), а имя Теофраст, т.е. "божественный оратор", дал ему его учитель Аристотель за выдающийся дар красноречия.

История ботаники показывает, как наука зародилась из обобщения практических знаний человека по возделыванию растений и использованию их для различных целей, а также из наблюдений ученых за дикорастущими растеними.

В настоящее время ботаники изучают законы жизни растений, их внешнее и внутреннее строение, процессы размножения и жизнедеятельности, распространение по земной поверхности, условия выращивания, взаимосвязи с другими живыми организмами и с окружающей средой.

Теперь о растениях говорят как об основе жизни всего органического мира. В самом деле, живые растения и их отжившие и опавшие части – листья, плоды, ветви, стволы – дают пищу не только человеку, но и животным, грибам и бактериям. Именно растения создают условия для существования всего живого на Земле.

Современная ботаника изучает внешнее и внутреннее строение растений, процессы их жизнедеятельности, размножение, распространение по земной поверхности и в Мировом океане, условия выращивания, взаимосвязь с другими живыми организмами и окружающей средой.

Знания в области ботаники и их правильное использование на практике необходимы для сохранения разнообразия растительного мира на нашей планете.

Растения — это живые организмы, всё разнообразие которых объединяют в особую группу живого мира — царство Растения.
 
 

Меню сайта

Календарь

«  Сентябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Наш опрос

Как часто вы посещаете сайт "Биология в лицее"?
Всего ответов: 11341

Мини-чат



Поиск