Вторник, 19 Марта 2024, 06:35

Биология в лицее

 Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ             

                               Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation 









Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Познавательные процессы | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Познавательные процессы и интеллект
 
Познавательные процессы (психические) поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они образуют уникальность, индивидуальность каждого человека и являются средствами, инструментами всякого познания.
 
К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание. 
 
С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы — это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
 
 
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений — объектов восприятия, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
 
Суть этого процесса также состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение объекта реального мира, всех свойств предмета.

Восприятие включает в себя и основывается на ощущении. Всякий образ включает в себя целый ряд ощущений, любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение.

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем; метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых явлений.

Интеллект (лат. intellectus — понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в особенности при овладении новым кругом жизненных задач. Дословный перевод с латинского — «выбранный между». Следовательно, интеллект можно рассматривать как способность человека делать оптимальный выбор в различных жизненных ситуациях.

Интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, память, представления, мышление, воображение. «Входными воротами интеллекта» является память. 

Развитие интеллекта оценивается по глубине знаний и способности человека не только хранить их в памяти, но и продуктивно и эффективно их использовать. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности. 

Глубина ума заключается в способности отделять необходимое от случайного. Гибкость и подвижность ума — способность человека использовать имеющийся опыт, исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон и возможных взаимосвязей. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент факты, закономерности, которые убеждают в правильности выбора. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке. Широта мышления — способность охватить вопрос в целом, видеть многовариантность в решении проблемы. 

Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него боязни нового и непривычного.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетическое свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью. Существует также мнение, что интеллект не передаётся по наследству и не зависит от IQ родителей, хромосомы определяют интеллектуальные способности не более, чем на 30%. Но это вопрос спорный.

Творческие способности — это способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше знаний, тем легче человеку взглянуть на исследуемый вопрос с разных сторон.

Творческие способности — это индивидуально психологические осо­бенности человека, проявляющиеся в деятельности и яв­ляющиеся условием успешности её выполнения. Это часть характеристики личности, выражающая меру освоения некоторой деятельности.

От спо­собностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности — при­жизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Творческий человек — это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение.

Творческие способности делятся на три основные группы:

1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности).

2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность).

3. Умственные способности

Уровни развития способностей

Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность наиболее успешного выполнения какой-либо деятельности.

Выделяются особенности одаренных людей:

  • сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;
  • способность к нестандартному восприятию;
  • интуиция, изобретательность, бессознательный разум;
  • дивергентное мышление;
  • любознательность;
  • мужество;
  • воображение;
  • конкретность мышления;
  • смелость;
  • эстетическая чувствительность.

Талант — высокий показатель развития специальных способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития общечеловеческой культуры (музыкальных, литературных и т. д.). Деятельность талантливого человека отличается новизной и оригинальностью.

Гениальность — высший уровень развития способностей — характеристика интеллекта и личности, высшая степень творческой одаренности.

Талант и гениальность — врожденные качества человека, но они не передаются по наследству. Талантливые люди рождаются не только у талантливых родителей. А неталантливые дети могут быть в семье очень талантливых родителей. В роду композиторов Бахов гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям, даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых — только Иван Петрович.

Чтобы проявились одарённость, талант или гениальность требуются высокая работоспособность и самоотдача человека, огромное желание овладения знаниями и навыками.

Коэффициент интеллекта (IQ) — это один из способов оценки умственных способностей человека. Он основан на том, что испытуемому предлагают продолжить цифровой ряд, завершить фигуру, сравнить рисунки, сделать логический вывод, а затем по специальным таблицам выводят коэффициент интеллекта — IQ. Однако этот количественный показатель позволяет оценить только способность к логическому мышлению и абстрагированию. Кроме того, тест проходит на время, поэтому зависит от скорости реакции (мышления) испытуемого. Этот тест ничего не говорит об обучаемости, то есть интеллектуальном потенциале человека и не отражает других особенностей и врождённых способностей. Кроме того, высокий IQ не гарантирует успехов в учёбе или профессиональной деятельности, поскольку человек обладает несколькими разновидностями ума.

В 1939 году Векслер создал первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами».

Современная система испытаний умственных способностей включает тесты на способность оперировать словами, обращаться с абстрактными понятиями, исследует пространственное воображение и память.

Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g). Сегодня интерес к тестам IQ очень вырос, значение IQ часто используется для оценки кандидатов на профессиональную пригодность и для прогноза успеха профессиональной деятельности.

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный В. Штерн в 1912 году. Он предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический возраст. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда — Бине в 1916 году. 

Тесты IQ разработаны таким образом: результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100, и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 характеризуют как умственную отсталость. Таких людей примерно 15%. 

Cуществуют стандартизированные значения или уровни IQ:

  • IQ в диапозоне 65 — 85 — низкий уровень инттелекта;
  • IQ в диапозоне 85 — 100 — нормальный уровень (нижняя граница нормы);
  • IQ в диапозоне 100 — 115 — нормальный уровень (верхняя граница нормы);
  • IQ в диапозоне 115 — 130 — высокий уровень развития интеллектуальных способностей;
  • IQ в диапозоне 130 — 160 — умственная одаренность.

Лев Семёнович Выготский, выдающийся cоветский психолог, считал, что IQ ребёнка ничего не говорит о его дальнейшем развитии.

А Стивен Хокинг, астрофизик, лауреат множества высоких научных премий, на вопрос о своем IQ сказал: «Я понятия не имею, какой у меня IQ. Те, кого интересует их IQ, — просто неудачники».

Интеллект, ум, разум, рассудок — это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к рациональному познанию, мышлению, ориентировке, критические способности, умение адаптироваться к новой ситуации). Точно определить, что же это такое, очень трудно, поэтому учёные предлагают несколько критериев. Существуют две наиболее распространённые теории:

Человек имеет 4 различных типа ума:

1. Рабочий ум. Это самый древний тип ума, который позволяет человеку решать конкретные бытовые задачи, например что-то починить, построить и т. д. О людях, обладающих данным типом ума, обычно говорят, что у них «золотые руки».

2. Концептуальный ум. Этот ум позволяет человеку хорошо решать логические, математические и физические задачи, поскольку связан с абстрактно-логическим мышлением. Подобный ум хорошо развит у учёных, занимающихся точными науками.

3. Социальный ум. Этот ум позволяет предугадывать поступки и мысли других людей. Он связан с таким понятием, как «хитрость», в хорошем его значении. Наиболее развит этот ум у шахматистов, которые за много шагов вперёд предугадывают ходы своего противника и заставляют его совершать вынужденные ошибки. Как видно, это особая разновидность ума, не связанная с абстрактно-логическим мышлением. Поэтому те, кто хорошо играет в шахматы, не обязательно имеют хорошие результаты по математике и физике.

4. Эстетический ум. Этот ум позволяет оценивать произведения искусства. При этом точно определять, что же именно в данном произведении не так и что нужно сделать, чтобы его исправить. Данный ум развит у представителей искусства.

Как правило, у человека развиты сразу несколько разновидностей ума, но один может доминировать. Хотя в истории известны выдающиеся личности, проявившие себя во многих отраслях человеческой деятельности. Например, М. В. Ломоносов или Леонардо да Винчи.

Человек обладает семью способностями (талантами):

1. Способность к абстрактно-логическому мышлению, или общий интеллект. Измеряется с помощью коэффициента интеллекта - IQ.

2. Эмоциональный, или социальный, интеллект (EQ). Это способность понимать состояние другого, уверенность в себе, самоконтроль, такт, восприимчивость, способность здраво мыслить в состоянии эмоционального возбуждения. Данный вид интеллекта необходим психотерапевтам, писателям, философам, политикам, учителям.

3. Речевые способности, или лингвистический интеллект. Позволяет быстро и качественно усваивать языки. Этот интеллект очень важен для филологов, лингвистов, поэтов, писателей.

4. Логически-математические способности, или концептуальный интеллект. Позволяет выделять главное, быстро находить нужное правило для решения абстрактных задач. Важен для математиков, физиков, химиков, лингвистов.

5. Способность к пространственной ориентации, или пространственный интеллект. Позволяет ориентироваться в пространстве, то есть не заблудиться в лесу, в открытом море, в городе. Необходим скульпторам, архитекторам, географам, геодезистам, картографам.

6. Физико-кинестические способности, или двигательный интеллект. Позволяет быстро усваивать различные движения. Необходим спортсменам, танцорам и музыкантам, играющим на музыкальных инструментах.

7. Музыкальные способности, или музыкальный интеллект. Позволяет хорошо различать звуки и ритмы. Необходим музыкантам и танцорам.

< Предыдущая страница "Сознание. Мышление. Речь"

Следующая страница "Память" >

Меню сайта

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Наш опрос

Как часто вы посещаете сайт "Биология в лицее"?
Всего ответов: 11481

Мини-чат



Поиск