Вторник, 19 Марта 2024, 07:14

Биология в лицее

 Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ             

                               Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation 









Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | История представлений ... | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

История представлений о возникновении жизни

Креационизм (лат. creatio — создание, сотворение) — концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом.

Рассматривая природу с позиций креационизма, многие учёные XVIII — XIX веков считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени.

Так, французский анатом и палеонтолог Жорж Кювье (1769 — 1832) считал, что все виды растений и животных существуют со времени «сотворения мира» и созданы Богом независимо друг от друга.

Наличие в земной коре многочисленных ископаемых окаменелых останков он объяснял тем, что в течение истории Земли происходили обширные катастрофы, или катаклизмы. По его теории катастроф каждый геологический период имел свою фауну и флору и заканчивался громадным переворотом, катастрофой, при которой гибло на Земле всё живое и новый органический мир возникал путём нового божественного творческого акта.

Гипотезы самопроизвольного зарождения

Идеи самопроизвольного зарождения жизни были распространены в Древнем Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым они сосуществовали.

Аристотель, которого часто провозглашают основателем биологии, придерживался теории спонтанного зарождения жизни. На основе собственных наблюдений он развивал эту теорию дальше, связывая все организмы в непрерывный ряд — «лестницу природы».

«Ибо природа совершает переход от безжизненных объектов к животным с такой плавной последовательностью, поместив между ними существа, которые живут, не будучи при этом животными, что между соседними группами, благодаря их тесной близости, едва можно заметить различия». Согласно гипотезе Аристотеля о спонтанном зарождении, определённые «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм.

Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворённом яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также в солнечном свете, тине и гниющем мясе. «Таковы факты — живое может возникать не только путём спаривания животных, но и разложением почвы. Так же обстоит дело и у растений: некоторые развиваются из семян, а другие как бы самозарождаются под действием всей природы, возникая из разлагающейся земли или определённых частей растений».

С распространением христианства теория спонтанного зарождения жизни оказалась не в чести: её признали лишь те, кто верил в колдовство и поклонялся нечистой силе, но эта идея все продолжала существовать где-то на заднем плане в течение ещё многих веков.

Ван Гельмонт, весьма знаменитый и удачливый учёный, описал эксперимент, в котором он за три недели якобы создал мышей. Для этого нужны были грязная рубашка, тёмный шкаф и горсть пшеницы. Активным началом в процессе зарождения мыши Гельмонт считал человеческий пот.

Идеи самопроизвольного зарождения, основывающиеся на концепции абиогенеза — живое из неживого, не вызывали возражений и у таких выдающихся мыслителей, как В. Гарвей, Р. Декарт, Г. Галилей, Ж. Б. Ламарк, Г. Гегель.

В конце XIX в. гипотезы абиогенеза фактически утратили свое влияние в науке и обществе. На смену им пришли гипотезы биогенеза. При этом одни ученые выдвигали идею о том, что жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена на нее из космоса, где жизнь существует вечно.

Идея вечности жизни, или стационарного состояния

Теории вечности жизни в современном виде возникли почти одновременно с появлением работ Л. Пастера и на первый взгляд являются логическим выводом из последних.

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень незначительно. Согласно этой версии, виды также никогда не возникали, они существовали всегда, и у каждого вида есть лишь две возможности — либо изменение численности, либо вымирание.

По современным оценкам, основанным на учёте скоростей радиоактивного распада, возраст Земли исчисляется 4,6 млрд лет. Более совершенные методы датирования дают всё более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории стационарного состояния полагать, что Земля существовала всегда.

Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определённых ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистепёрых рыб — латимерию (целаканта). Считалось, что кистепёрая рыба (целакант) представляет собой переходную форму от рыб к земноводным и вымерла 60 — 90 млн лет назад (в конце мелового периода). Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в 1939 году у побережья Мадагаскара был выловлен первый живой целакант, а затем и другие экземпляры. Таким образом, целакант не является переходной формой.

Были найдены и многие другие считавшиеся вымершими животные, например гаттерия (туатара) — живое ископаемое пресмыкающееся. За миллионы лет она не претерпела практически никаких эволюционных изменений. 

Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми останками, можно только сделать вывод о вымирании, а не об изменении видов. Так, например, внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определённом пласте они объясняют увеличением численности его популяции или его перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков.

Большая часть доводов в пользу этой теории связана с такими неясными аспектами эволюции, как значение разрывов в палеонтологической летописи.

Идею стационарного состояния жизни поддерживал академик Владимир Иванович Вернадский, автор учения о биосфере. Вернадский считал, что жизнь — такая же вечная основа Космоса, которыми являются материя и энергия.

Гипотеза панспермии

Гипотеза панспермии была выдвинута в 1895 году шведским физиком С. Аррениусом. Так же как и гипотеза стационарного состояния, гипотеза панспермии не предлагает никакого объяснения первичного происхождения жизни. Она утверждает, что жизнь была занесена на Землю из космоса с других планет.

Наиболее вероятно попадание живых организмов внеземного происхождения с метеоритами и космической пылью. Это предположение основывается на данных о высокой устойчивости некоторых организмов и их спор к радиации, глубокому вакууму, низким температурам и другим воздействиям.

Действительно, в последнее время появились сообщения о том, что в метеоритах обнаружены следы некоторых органических веществ, а в 1996 году в камне, доставленном с Марса, были найдены структуры, похожие на бактерии. Но до сих пор нет достоверных фактов, подтверждающих внеземное происхождение микроорганизмов, найденных в метеоритах.

Сторонником панспермии был известный российский учёный Владимир Иванович Вернадский. Исходя из представления о биосфере как о земном, но одновременно и космическом механизме, он связывал её образование и эволюцию с организованностью Космоса. «Для нас становится понятным, что жизнь есть явление космическое, а не сугубо земное». Эту мысль Вернадский повторял многократно: «... начала жизни в том Космосе, который мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого Космоса. Жизнь вечна, поскольку вечный Космос».

< Предыдущая страница "Возникновение жизни на Земле"

Следующая страница "Современные гипотезы происхождения жизни" >

Меню сайта

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Наш опрос

Как часто вы посещаете сайт "Биология в лицее"?
Всего ответов: 11481

Мини-чат



Поиск