Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ
Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation
Биология – наука о живом миреБиология – наука, которая изучает живой мир нашей планеты. Название этой науки произошло от двух греческих слов: bios – "жизнь"; logos – "учение". Поэтому биологию называют наукой о живом мире. Биология изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхождение и развитие организмов, их связи друг с другом и с неживой природой. Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества – оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, грибы опасны или ядовиты, а какие могут быть использованы в пищу, чем лечиться, из чего изготовлять одежду, охотничьи приспособления, орудия труда, из чего лучше строить жилье. Эти знания люди запоминали, передавали из поколения в поколение, позднее начали составлять списки полезных растений и животных, характеризовать их свойства, указывать места обитания, особенности использования, способы выращивания – культивирования. Из литературных памятников египтян, вавилонян, евреев, индийцев, китайцев известно, что уже в древние времена люди многое знали о строении растений и животных, применяли эти знания в медицине и сельском хозяйстве. Например, на клинописных табличках (ХIV в. до н. э.), найденных в Месопотамии, есть сведения о различных растениях и животных, о делении животных на плотоядных и травоядных, а растений – на деревья, овощи и лекарственные травы. В древнеиндийских памятниках "Махабхарата" и "Рамаяна" (VI–II вв. до н. э.) говорится о повадках и образе жизни более 50 видов животных и о свойствах многих растений. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева различных культурных растений, перечисляются животные – вредители урожая. Первой биологической энциклопедией можно считать 37–томный труд римского писателя и ученого Плиния Старшего (I в. н. э.) "Естественная история". Кроме знаний по искусству, истории и быту Древнего Рима в этой работе изложены многочисленные сведения о растениях, животных (культурных и диких). В работе Плиния Старшего и в последующих трудах по естественной истории помимо достоверных сведений о растениях и животных содержалось много вымышленных, поскольку методы биологических исследований были еще несовершенны и сводились в основном к описанию и систематизации наблюдаемых природных явлений. Естественной историей с того времени вплоть до XIX в. стала именоваться область знаний о живой природе. Термин "биология" впервые был употреблен в 1779 г. немецким естествоиспытателем Г. Р. Тревиранусом. В 1802 г. французский натуралист Ж. Б. Ламарк предложил использовать этот термин для обозначения науки, изучающей живые организмы. Биология, в отличие от естественной истории, наряду с описанием и систематизацией широко использует аналитические и сравнительные, исторические, экспериментальные (в том числе моделирование) методы исследования и применяет их в комплексе. Благодаря этому она открывает закономерности проявлений жизни и ее развития, устанавливает принципы систематизации живых существ, особенности существования и взаимодействия организмов и их сообществ (живых систем) в изменяющихся условиях окружающей среды. Вот почему добытые биологией знания жизненно важны для каждого человека. Биология относится к фундаментальным наукам, так как ее выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение. Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Так, растения изучает ботаника, животных – зоология, анатомо–физиологические свойства человека – биология человека, бактерий – микробиология и т.д. Система биологических наук
Комплексные биологические науки
Специализированные биологические дисциплины
Для современной биологии характерно глубокое взаимопроникновение идей и методов биологических и других наук. Наиболее тесно биология связана с потребностями человека в пищевых продуктах и лекарствах, в безопасной для жизни среде (сельское хозяйство, охрана природы, медицина). Обогащение биологии идеями и методами других наук, открытия в различных областях человеческой деятельности, новые вызовы и проблемы жизни и особенно практические запросы людей определяют направления дальнейшего развития биологических наук. Так, изучение молекулярного строения единиц наследственности – генов лежит в основе создания генной инженерии, позволяющей получать организмы с признаками, нужными человеку. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путем необходимые для человека вещества (в том числе антибиотики, витамины). Знание биологии очень важно для решения проблем сохранения окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, улучшения здоровья людей, сбережения природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития природы и общества. Наступило время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний. Наиболее общие закономерности, присущие живой природе, рассматривает общая биология, обычно включающая биохимию, цитологию, генетику, биологию развития, эволюционное учение, экологию и ряд других дисциплин. Важнейшими методами исследования живых объектов являются: Наблюдение – дает возможность описывать биологические объекты. Многие объекты невозможно рассмотреть невооруженным глазом, поэтому для наблюдения за ними - специальные приборы, например, для изучения клеток используют микроскоп. Сравнительный метод – позволяет изучать сходство и различия живых объектов и их частей. При помощи этого метода и метода классификации стало возможным создание системы живой природы и доказательство эволюции органического мира. Экспериментальный метод – позволяет изучать свойства живых объектов в специально созданных условиях, что обеспечивает более глубокое понимание сущности явлений природы. В современной биологии также часто применяются описание, систематизация, моделирование, аналитический и исторический методы. |
Меню сайтаНаш опросМини-чатПоиск |