Вторник, 19 Марта 2024, 11:39

Биология в лицее

 Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ             

                               Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation 









Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Организм как единое целое | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Растительный организм как единое целое

Вы уже знаете, что проводящие ткани – луб и древесина, выполняют сходные функции. Почему же ситовидные трубки луба – живые клетки, а сосуды древесины – мёртвые, одревесневшие? Почему большинство стеблей удлинённой формы, а листья – плоские? Почему часть листа гороха превратилась в усик? Почему ствол дерева твёрдый, а стебель травинки – мягкий? Как устроена лиана, если она вьётся, гнётся и не ломается? Вы уже можете ответить на все эти вопросы. Но вы можете проверить себя, познакомившись с материалами этой страницы.


Взаимосвязь «строение – функция» в растительной клетке. Все молодые вновь образовавшиеся растительные клетки похожи друг на друга. В них есть крупное ядро с ядрышками, окружённое цитоплазмой, небольшие вакуоли, тонкая клеточная оболочка. Увидев такую клетку, можно смело сказать – это клетка образовательной ткани. Она немного подрастёт и вновь начнёт делиться.

Но если клетка увеличивается в размерах, но не делится, то в ней начинают происходить определённые преобразования. Определены они той работой, которую ей предстоит выполнять в организме растения. Изучая каждую клетку, можно предположить, какую функцию она выполняет. Вот живая клетка, в которой видны крахмальные зёрна. Конечно, это – склад запасных питательных веществ.

В другой клетке много зелёных телец – хлоропластов. Здесь будет происходить фотосинтез. Хранение питательных веществ, фотосинтез, транспорт по организму крупных органических молекул (ситовидными клетками луба) – работа очень трудная. Поэтому, все эти клетки – живые и имеют ядро. Вспомним работу устьиц. Они не просто открываются и закрываются, но и усиливают или замедляют работу в зависимости от условий среды, времени суток. А вот функцию опоры, защиты могут выполнять и клетки без цитоплазмы и ядра – мёртвые клетки (пробки, волокон, каменистые клетки скорлупы ореха). 

В выполнении определённой функции клетке помогает даже её форма: клетки кожицы – плоские, клетки проводящих тканей – удлинённые.

На выполнение конкретной работы ориентирована не только вся клетка целиком, но и каждая её часть. Примером тому служит строение оболочки. Если клетка постоянно делится, то оболочка тонкая. Если клетка находится на поверхности растительного организма – то оболочка прочная, она может быть покрыта непроницаемым для воды слоем воскового налёта или кутикулы. Но, если под ней лежат клетки с хлоропластами, она сохраняет прозрачность.

Взаимосвязь «строение – функция» в растительных тканях. Ткани состоят из клеток и выполняют те же самые функции, что и составляющие их клетки. Но вспомним, что клетки в растении соединены между собой межклеточным веществом. Это соединение может быть прочным (покровная ткань). А может быть и рыхлым, с межклетниками, заполненными воздухом. В клетках столбчатой ткани хлоропласты «выстроились» вдоль стенок: они получают достаточно солнечных лучей сами, но и пропускают их внутрь листа. Клетки губчатой ткани лежат рыхло. Здесь не только происходит фотосинтез, но и циркулирует воздух, подавая клеткам кислород, необходимый для дыхания, и углекислый газ, необходимый для фотосинтеза.

Взаимосвязь «строение – функция» в органах растения. Каждый орган состоит из тканей. В составе органа ткани продолжают выполнять свои функции, обеспечивая выполнение работы всего органа. Поэтому не только клетки взаимосвязаны внутри ткани, но и ткани связаны между собой.

Рассмотрим взаимосвязь строения и функции органа растения на примере стебля – ствола дерева. Какие функции он выполняет? Прежде всего – опоры для кроны. Ствол крепкий: значительная его часть состоит из омертвевших тканей с прочными одревесневшими стенками. Ствол уже не выполняет функцию воздушного питания, поэтому его поверхность покрыта не кожицей, а пробкой. Однако связь с внешней средой должна осуществляться: устьица заменили чечевички.

Другая важнейшая функция стебля – транспорт веществ и взаимосвязь всех органов. Вспомни, как выглядит поперечный срез стебля: его большая часть занята проводящими тканями, лубом и особенно древесиной.

Ствол – стебель многолетний и должен постоянно расти: клетки камбия всё время делятся, образуя клетки луба и древесины. В центре ствола клетки сердцевины содержат запас питательных веществ.


Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)



Строение клетки, ткани, органа всегда обеспечивает выполнение определённой функции в организме растения.

Меню сайта

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Наш опрос

Как часто вы посещаете сайт "Биология в лицее"?
Всего ответов: 11481

Мини-чат



Поиск