Вторник, 19 Марта 2024, 07:59

Биология в лицее

 Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ             

                               Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation 









Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Рефлекторная деятельность | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Рефлекторная деятельность нервной системы

Рефлекс (лат. reflexus — обращённый, повёрнутый назад, отражённый) — ответная реакция организма, вызываемая центральной нервной системой в ответ на раздражение рецепторов факторами внутренней или внешней среды.

Рефлексы различают по уровню участия в них ЦНС: на уровне спинного мозга возникают вегетативные и двигательные рефлексы, на уровне продолговатого мозга — защитные, с участием гипоталамуса — вегетативные, с участием коры больших полушарий — условные.

Безусловные рефлексы — врождённые, передающиеся по наследству, они присущи всем представителям данного вида. Примеры безусловных рефлексов: хватательный, мигательный, пищевой, сосательный.

Например, человеку свойствен коленный рефлекс — это безусловный рефлекс, относящийся к группе рефлексов растяжения. Коленный рефлекс возникает при непродолжительном растяжении четырёхглавой мышцы бедра, вызванном лёгким ударом по сухожилию этой мышцы под надколенником. При ударе сухожилие растягивается, действуя, в свою очередь, на мышцу-разгибатель, что вызывает непроизвольное разгибание голени.

Безусловный рефлекс — врождённая реакция организма на определённые воздействия внешнего мира, осуществляемая с помощью нервной системы и не требующая специальных условий для своего возникновения (мигание, сосание у новорождённых и др.).

Безусловные рефлексы:

  • относительно постоянны;
  • обладают родовой специфичностью;
  • обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям окружающей среды;
  • служат основой и подкрепляющим фактором для образования условных рефлексов;
  • подразделяются на простые и сложные.

Простые безусловные рефлексы обеспечивают элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела). Сложные безусловные рефлексы лежат в основе инстинктов.

Биологическая роль безусловных рефлексов — приспособление поведения человека к постоянным, привычным для него условиям среды. Термин «безусловный рефлекс» ввёл великий русский физиолог Иван Петрович Павлов.

Пищевой безусловный рефлекс — сложная рефлекторная реакция, направленная на поиск, захват, продвижение по пищеварительной системе и переработку пищи.

Защитные, или оборонительные, безусловные рефлексы — это самая большая группа безусловных рефлексов, направленная на сохранение жизни и здоровья организма. Например, отдергивание руки или ноги от любого болевого раздражителя — острый, горячий, холодный или другой неприятный предмет. Защитные безусловные рефлексы присущи животным и человеку.

При попадании в нос инородных частиц срабатывает чихательный рефлекс, не пропускающий в лёгкие потенциальный «загрязнитель».

Если в глаз попала соринка — срабатывает мигательный рефлекс: частое моргание, обильное выделение слёз. Они устраняют с поверхности глаза потенциальную опасность.

При резком громком звуке человек непроизвольно приседает, закрывает голову руками, съёживается.

При попадании в организм недоброкачественной пищи проявляется рвотный рефлекс, удаляющий опасный продукт.

 
Инстинкт (лат. instinctus — побуждение) — эволюционная выработанная врожденная приспособительная форма поведения, свойственная каждому виду животных. Инстинкт представляет собой совокупность унаследованных сложных реакций, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражения. Различают пищевые, оборонительные (защитные), половые, родительские и стадные инстинкты.

Выполните виртуальную лабораторную работу "Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга".

Условные рефлексы формируются на базе безусловных при многократном сочетании условного и безусловного раздражителей. В коре больших полушарий возникают два очага возбуждения. При многократном сочетании между ними устанавливается связь — возникает условный рефлекс. Однако если эта связь долго не подкрепляется, происходит внутреннее торможение условного рефлекса, однако полностью рефлекс не исчезает ещё долго.

Условные рефлексы — индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях. Для их возникновения должна образоваться временная связь между условным раздражителем и подкрепляющим его безусловнорефлекторным актом.

Появление понятия «условный рефлекс» и его изучение связано в первую очередь с именем Ивана Петровича Павлова. Учёный описал возникновение научения у отдельных индивидов и показал, что условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Она лежит в основе многих привычек и навыков.

Однако если временная связь между очагами возбуждения долго не подкрепляется, происходит внутреннее торможение условного рефлекса, однако полностью рефлекс не исчезает еще долго.

Для выработки условных рефлексов необходимы условия:

  • наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, болевой раздражитель и др.), вызывающий безусловно-рефлекторную реакцию, а другой — условный (сигнальный), сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т. д.);
  • многократное сочетание условного и безусловного раздражителей (хотя возможно образование условного рефлекса при их однократном сочетании);
  • условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного (звонок — пища);
  • в качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, по возможности индифферентный, чтобы не вызывать оборонительной реакции, не обладать чрезмерной силой;
  • безусловный раздражитель должен быть достаточно сильным, в противном случае временная связь не сформируется;
  • возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного;
  • необходимо устранить посторонние раздражители, так как они могут вызывать торможение условного рефлекса;
  • животное, у которого вырабатывается условный рефлекс, должно быть здоровым;
  • при выработке условного рефлекса должна быть выражена мотивация (при выработке пищевого слюноотделительного рефлекса животное должно быть голодным, у сытого этот рефлекс не вырабатывается).

Подкрепление — действие второго по порядку стимула, благодаря которому первый стимул приобретает способность вызывать ранее не свойственную ему реакцию (звонок — похвала, ободрение — пища). Отмена подкрепления ведет к торможению и угасанию условного рефлекса, хотя возникающая нервная связь между ассоциированными стимулами сохраняется неопределенно долго.

Условный стимул — стимул (пища), вызывающий реакцию, связанную с условным рефлексом.

Торможение — активный физиологический процесс в центральной нервной системе, приводящий к задержке возбуждения. Торможение направлено на ослабление или полное прекращение того или иного вида деятельности организма.

Торможение возникает в момент встречи двух возбуждений, одно из которых является тормозящим, а другое — тормозным.

Внешнее (безусловное) торможение — торможение условного рефлекса, возникающее под влиянием внешних раздражителей.

Внешнее торможение (безусловное, или физиологическое) — это подавление, ослабление условных и безусловных рефлексов, вызванное внешним посторонним раздражителем, например болью или неожиданным звуком. При внешнем торможении возникает ориентировочная реакция, в центральной нервной системе появляется новый очаг возбуждения, подавляющий возбуждение в центре первого рефлекса. К внешнему торможению относят также запредельное торможение, вызываемое чрезмерным увеличением силы условного раздражителя.

Запредельное торможение — форма внешнего торможения, возникающая преимущественно в клетках коры головного мозга при чрезмерном раздражении (увеличении его силы, длительности или частоты). Запредельное торможение развивается при углублении возбуждения нервных клеток, превышении предела их работоспособности. Биологически запредельное торможение играет роль охранительного торможения («предохранителя» нервной системы организма).

Внутреннее (условнорефлекторное) торможение — выработанная реакция торможения, устраняющая положительный условный рефлекс.

Внутреннее торможение:

  • представляет собой активный тормозный процесс в корковом представительстве тормозного условного раздражителя;
  • вырабатывается при наличии условного тормоза, сигнализирующего об отрицательном подкреплении последующего условного рефлекса;
  • подразделяется на дифференцировочное, запаздывающее и угасательное.

Навык — последовательность развертывания во времени и пространстве действий и операций:

  • выработанная в процессе обучения и тренировки;
  • доведенная до автоматизма;
  • оптимальная для некоторого вида деятельности.

Навык — привычная реакция на какое-нибудь раздражение, возникающее в результате многократного опыта. К числу навыков относятся ходьба, речь, трудовые движения.

Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. В основе формирования навыка лежит образование динамического стереотипа.

Динамический стереотип — функциональный комплекс условных и безусловных рефлексов, образующийся под влиянием стереотипно повторяющихся воздействий и изменений внешней и внутренней среды организма. Обычно воспроизведение динамического стереотипа носит автоматический характер.

Различают двигательные, сенсорные и интеллектуальные навыки.

Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно воспроизводимые ранее.

Навык интеллектуальный — автоматизированные приёмы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

Для выработки навыка необходимы:

  • мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям;
  • уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь для уяснения содержания операции.
  • полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определённым показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.) для овладения операцией.

Сочетания этих факторов по-разному способствуют формированию навыка: быстрое усвоение в начале и замедление в конце, затруднённое на первом этапе и быстрое в конце обучения; но возможны и смешанные варианты.

Трудовой навык выработанный в процессе трудовой деятельности — это автоматизированный навык, при котором выбор параметров операций и контроль за их сменой осуществляются без включения в сферу мышления. Навыки в труде не продуцируют у работающего проблемные ситуации.

< Предыдущая страница "Высшая нервная деятельность"

Следующая страница "Закономерности работы головного мозга" >

Меню сайта

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Как часто вы посещаете сайт "Биология в лицее"?
Всего ответов: 11481

Мини-чат



Поиск