Суббота, 03 Декабрь 2016, 03:22

Биология в лицее

 Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ                 

                               Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation 




Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Рост и развитие человека | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход


Рост и развитие человека
 
Рождение — это процесс выхода плода из родовых путей матери. Рождение является следствием изгнания плода из полости матки в результате сильных сокращений её стенки. В подготовке к родам и их осуществлении участвуют многие системы организма матери и плода: центральная и периферическая нервная система, гормоны и другие биологически активные вещества, образующиеся в системе плод — плацента, нервно-мышечный аппарат самой матки. У человека роды осложняются большими размерами головы плода и особенностями строения таза женщины, связанными с прямохождением. Поэтому в настоящее время врачи часто прибегают к различным родовспомогающим операциям.
 
 
После появления плода на свет пупочный канатик, соединявший организм плода со стенкой матки, перевязывают и перерезают. Это приводит к быстрому увеличению концентрации СО2 в крови новорождённого, что возбуждает дыхательный центр. Возбуждение поступает к дыхательным мышцам, сокращение которых и обусловливает первый вдох.
 
Новорождённым считается организм в первые десять дней жизни. Этот период характеризуется некоторыми особенностями строения и функционирования организма. Так, у новорождённых очень большая голова, которая составляет до четверти всей длины тела (у взрослого только восьмая часть), короткие ноги и длинные руки, позвоночник лишён изгибов, внутренние органы крупнее, чем у взрослых, относительная длина кишечника короче, чем у взрослых, а относительная масса головного мозга больше, чем у взрослого человека, очень больших размеров достигают тимус и надпочечники. В этот период ребёнок большую часть времени спит. После рождения ребёнок начинает самостоятельно питаться — сосать молоко матери, в котором содержится полный набор веществ, необходимых для жизни и развития молодого организма. Большинство детей при рождении имеют длину тела около 50 см и массу от 3 до 3,5 кг.
 
Грудным является ребёнок в возрасте от 10 дней до 1 года. В грудном возрасте тело ребёнка растёт особенно быстро. За первый год жизни размеры ряда органов и систем достигают величин, характерных для взрослого (глаз, внутреннее ухо, центральная нервная система), активно растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. По мере развития ребёнка к молочному питанию добавляются другие продукты. С 6 — 8-месячного возраста у ребёнка начинают прорезываться молочные зубы, он начинает активно ползать, сидеть, подниматься на ноги, улыбаться, издавать первые звуки.
 
Детство — это возрастной период от 1 года до 12 лет у мальчиков и до 11 лет у девочек.
 
В период раннего детства (от 1 до 3 лет) прорезываются все молочные зубы, увеличение массы тела опережает рост тела в длину, что является причиной своеобразного «округления». Детей этого возраста часто называют «карапузы» (короткий, маленький и пузо) из-за увеличенного живота. У ребёнка быстро прогрессирует психическое развитие, в частности речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в пространстве и уверенно ходить. В течение 2 — 3 года жизни рост в длину начинает превалировать над увеличением массы тела.
 
Во время первого детства (4 — 7 лет) начинается прорезывание постоянных зубов, быстро развиваются умственные способности, мышление, появляется способность узнавания, ориентации во времени, днях недели, движения ребёнка становятся более согласованными и скоординированными. В этот возрастной период формируется внутренняя речь, и ребёнок начинает говорить сам с собой. Половые отличия (кроме первичных половых признаков) в этом возрасте почти не выражены. Рост хотя и продолжается, но не так интенсивно, как в другие возрастные периоды.
 
В период второго детства (8 — 12 лет у мальчиков, 8 — 11 лет у девочек) вновь преобладает рост в ширину, а не в длину, начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. В 10 лет происходит первый перекрёст — длина и масса тела у девочек превышает таковую у мальчиков. Прогрессирует психическое развитие. У девочек в 8 — 9 лет начинает расширяться таз и округляться бёдра, увеличивается секреция сальных желёз и оволосение лобка. У мальчиков в 10 — 11 лет начинается рост гортани (ломается голос), яичек и полового члена.
 
Подростковый возраст — это возрастной период от 13 до 16 лет у мальчиков и от 12 до 15 лет у девочек.
 
В подростковом возрасте рост тела в длину превалирует над ростом в ширину, и в 13 — 14 лет происходит второй перекрёст кривых роста мальчиков и девочек, после чего мальчики растут быстрее, чем девочки. В этот период происходит глубокая перестройка организма, связанная с половым созреванием: увеличиваются размеры половых органов, а у девочек также молочных желёз, интенсивно идёт оволосение подмышечных впадин и лобка, у девочек появляются первые менструации и меняется форма таза, у мальчиков возникают первые эякуляции, которые называются поллюции (это непроизвольное выделение семенной жидкости (но не спермы), которое, как правило, происходит в ночное время). Развивается механическая и словесно-логическая память. В этот период особенно важное значение приобретают трудовое воспитание, физкультура и спорт.
 
Юношеский возраст — это период от 17 до 21 года у юношей и от 16 до 20 лет у девушек.
 
В этот период заканчиваются процессы роста и формирования и наступает физиологическая зрелость, поскольку все аппараты и системы органов достигают своей морфологической и функциональной зрелости. Организм достигает своей предельной величины — как по длине тела (рост заканчивается к 18 — 20 годам), так и по массе (масса может увеличиваться до 25 лет, но в 19-летнем возрасте она является оптимальной для каждого человека).
 
Как человек растет

Рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегуном на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего "бега" лидер соревнования непрерывно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова. У двухмесячного плода голова по величине превосходит туловище. Это и понятно: в голове находится головной мозг, а он является важнейшим органом, согласующим и организующим сложную работу органов и систем. Так же рано начинается развитие сердца, кровеносных сосудов и печени.

У новорожденного ребенка голова достигает половины своего окончательного размера. До 5 - 7-летнего возраста идет быстрый прирост массы и длины тела. При этом руки, ноги и туловище растут поочередно: вначале – руки, затем – ноги, потом – туловище. Размер головы в этот период увеличивается медленно.

Важным событием в жизни каждого человека является полуростовой скачок. Его называют полуростовым потому, что после его прохождения длина тела достигает половины окончательной величины. О том, прошел он или нет, можно судить по так называемому филиппинскому тесту. Ребенку предлагают перекинуть руку через макушку головы и дотянуться до противоположного уха. Если это удается, полуростовой скачок прошел. Обычно это бывает в 5 - 7-летнем возрасте.

Чем же важен этот момент? Во-первых, тем, что изменилось строение грудной клетки и брюшное дыхание сменилось грудобрюшным: человек может дышать не только с помощью диафрагмы, но и используя грудные мышцы. Во-вторых, начали работать сосудосуживающие рефлексы. Теперь организму не нужно вырабатывать много тепла, оно расходуется экономнее: если холодно, кожные сосуды сужаются, и проходящая по ним кровь теряет меньше тепла.

В младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет рост идет медленнее. Если раньше более быстро росли руки и ноги, то теперь лидером становится туловище. Оно растет равномерно, так что пропорции тела не нарушаются.

Следующий ростовой скачок происходит в подростковом возрасте. Руки растут так интенсивно, что организм не успевает приспособиться к их новым размерам, отсюда некоторая неуклюжесть и размашистость движений. После этого начинают расти ноги. Только когда они достигнут своего окончательного размера, включается в рост туловище. Сначала оно растет в высоту, а уже затем начинается рост в ширину. В этот период окончательно формируется телосложение человека.

Если сравнить части тела новорожденного и взрослого человека, то окажется, что размер головы вырос всего в два раза, туловище и руки – стали больше в три раза, длина же ног увеличилась в пять раз.

Наряду с ростом тела идет его развитие. Рост и развитие человека у разных людей происходят в разные сроки, поэтому анатомы, врачи, физиологи различают календарный возраст и биологический возраст. Последний для каждого человека свой. Может случиться, что люди, находящиеся в одном и том же биологическом возрасте, календарно могут различаться на 2-3 года, и это совершенно нормально. Девочки, как правило, развиваются быстрее. У многих мальчиков развитие несколько задерживается, и все это в пределах нормы. Так что тем, кто пока отстает в росте, особенно беспокоиться не стоит. Стимулируют рост различные упражнения на вытяжение: висы, прыжки, работа на перекладине. Из спортивных игр – баскетбол.

Послеродовой период развития человека
Годы жизни Возрастная классификация Характеристика
До 1 Грудной возраст. Первые 10 дней – новорожденный период Большую часть суток новорожденный спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Новорожденные дети лучше всего усваивают белки, жиры и углеводы женского молока. С двухмесячного возраста в рацион грудных детей добавляют овощные и фруктовые пюре и соки. Происходит много изменений в двигательной системе: в конце первого месяца ребенок пытается распрямлять ножки, на 6 неделе поднимает и удерживает голову, на 6 месяце сидит, в конце первого года жизни делает первые шаги. Интенсивно развивается и психика ребенка. На втором месяце он улыбается, к 4 месяцу берет игрушки, различает взрослых. Во второй половине грудного возраста у ребенка появляется более сложное поведение, он начинает понимать многие фразы.
1–3 Ранний детский возраст Ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, у него появляется стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоутверждению. Появляется много новых двигательных навыков.
3–6(7) Первый детский возраст (дошкольный) Дети проявляют большой интерес к окружающему миру, развиваются воображение, воля и характер. В этот период у детей продолжает расти головной мозг и формируется внутренняя речь. Умственное и физическое развитие ребенка во многом определяется игрой.
7(8)–11(12) Второй детский, возраст (младший школьный) Поступление в школу является наиболее трудным этапом в жизни ребенка. Возникает потребность в серьезной деятельности, а произвольное внимание еще слабое.
13–16 (юноши)
12–15 (девушки)
Переломный, или подростковый, возраст (старший школьный) У подростков происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. Эта перестройка связана с интенсивным образованием половых гормонов и с половым созреванием. Развиваются вторичные половые признаки, происходит усиленный рост организма. В это время у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражимость, наблюдаются расстройства сна, возможны резкие перепады настроения. В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера, а также нравственное формирование личности.
17–21 (юноши)
16–20 (девушки)
Юношеский возраст Продолжается созревание организма. Большинство клеток организма постоянно обновляются. До двадцати лет процесс образования новых клеток преобладает над процессом их гибели, поэтому организм продолжает расти.
22–35 (мужчины)
21–35 (женщины)
Возраст ранней зрелости Период относительной стабильности телосложения. Человек ищет возможности реализации своих индивидуальных способностей. Наиболее благоприятный детородный период.
36–60 (мужчины)
36–55 (женщины)
Возраст поздней зрелости После 36 лет равновесие между образованием новых клеток и их гибелью смещается в сторону атрофии клеток, более всего это касается нервной и костной тканей. До 40 лет тело не претерпевает сильных изменений. Постепенно наступает физиологическое угасание репродуктивной функции, появляются морщины, седеют волосы, часто развивается гиподинамия.
61–74 (мужчины)
56–74 (женщины)
Преклонный возраст (пожилой) Продолжается до появления старческих изменений: окостенения черепных швов, выпадения зубов и т.д.
75–90 Старческий возраст Кончается смертью в связи с вырождением органов и затуханием их функций.
Свыше 90 Возраст долгожительства

< Предыдущая страница "Оплодотворение и внутриутробное развитие"

Следующая страница "Органы чувств. Анализаторы" >

Меню сайта

Календарь

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Наш опрос

Как часто вы посещаете сайт "Биология в лицее"?
Всего ответов: 7910

Мини-чат



Поиск




Курсы валют на Банкир.Ру